С января мой младший сын пошел в школу, и я, наконец, дозрела до поста про нашу любимую Монтессори школу. Может быть, кому-то будет полезна эта информация на будущее, если кто-то думает о не совсем обычной системе образования.
Где-то лет с 3-4 старшей дочери я стала рассматривать разные школы, которые находила в пределах часа езды от дома, в общем-то я готова была переехать, для того, чтобы решить такой важный вопрос - образование - на ближайшие 10-12 лет. Среди вариантов мне попалась наша школа и сад, я побывала на однодневном семинаре, в котором ты проходишь, как ребенок, все этапы от тоддлеров до 12 лет. Там же педагоги отвечали на самые частые вопросы родителей, они, естественно, возникли и у меня. Теперь я легко разговариваю на эту тему с другими людьми, вот в каком примерно диалоге.
Как понять, хорошо ли ребенок занимается, если нет оценок?
А что, оценки означают, что ребенок знает что-то хорошо? Из собственного опыта знаю, что это может быть не так, а даже если так, все может меняться. Зато отсутствует такая дурацкая гонка за оценками, натягивание, наказание ими и т.д. Да и вообще, стимул учиться должен быть не оценки.
А какой же?
Единственный стимул к учебе - интерес, ребенок в 6-7 лет ребенок естественно любопытен, он начинает задавать вопросы, говорящие о том, что ему пора в школу. У нас так было, например: есть ли уши у муравья или почему дождь никогда не кончается. И такие навыки как чтение, письмо, счет нужны ему не сами по себе, а чтобы получать ответы на эти вопросы. Да, первые несколько лет они пишут неровно, неграмотно и неаккуратно, но никто их постоянно не исправляет, чтобы не тормозить их порывы. Аккуратность приходит чуть позже.
А что, если ребенку ничего не интересно?
Да, такое бывает, скорее всего что-то не так складывалось в предыдущем процессе обучения, но все поправимо. Во-первых, ребенку в школе никто не даст планшет, когда ему скучно, ему рано или поздно придется, послонявшись, чем-то себя занять, во-вторых, он попадает в среду увлеченных ребят с горящими глазами, и это не может его не расшевелить.
А как же программа?
Программа начальной школы не так сложна, они ее осваивают в какой-то степени, занимаясь своими проектами + есть обязательный минимум занятий, за которым учитель следит. Дети прикреплены к онлайн-школе и сдают положенные тесты, я этим не занимаюсь. Я даже не знаю, какие были оценки у моей дочки за первый класс. Но если я прошу посчитать что-то в магазине, она без труда справляется с этой задачей. Я считаю, на вопрос на тесте по физкультуре, кто такая Алина Кабаева или что-то в этом роде, ребенок не обязан знать ответ и вполне может воспользоваться гуглом для сдачи теста.
А как же поступление институт?
Во-первых, я думаю, что к ГИА и ЕГ можно подготовиться отдельно за полгода-год с репетитором, если прям будет надо. Во-вторых, сейчас к нам доходит европейский тренд, что не обязательно сразу после института поступать, можно поработать, подрасти, понять, что ты хочешь. В некоторых крупных корпорациях даже есть вакансии с условием без высшего образования, чтобы приходили люди, свободные от шаблонов. В любом случае, время у нас еще есть, а любознательность, убитую накорню 4 клеточками сверху листа, восстановить сложнее.
Как проходят занятия?
Можно записаться на наблюдение в класс и увидеть все собственными глазами . Среда Монтессори — это не парты, стоящие рядами, это среда: есть большие круглые столы, одноместные, 2-ух местные, кресла для чтения у стеллажа с книгами, большой круглый ковёр на полу, есть уголок с шествуем и всякими пилами-молотками, музыкальный уголок. По классу можно ходить, можно негромко разговаривать, заниматься можно хоть вверх тормашками.
Около 9 утра дети достают свои дневники, вспоминают, чем занимались вчера, намечают план на день. В классе 6-9 почти 40 человек! Один педагог и ассистент, в Монтессори считается, что должно быть женское и мужское начало, у нас учитель. В прошлом году был ещё англоговорящий ассистент, какой-то студент из ЮАР. Он просто играл с детьми в карточки и настолки, готовил на кухне, помогал во всех процессах.
Занятие идёт 3 часа, звонков нет, дети сами решают, чем заняться, но есть минимум русского, математики. Учитель периодически подзывает некоторых ребят и даёт им уроки - презентации, они построены от начала мира - происхождение вселенной (разные точки зрения), эволюция, древние цивилизации, 7 чудес света и т.д. После презентации дети могут углубиться в заинтересовавшую тему - от книг до Интернета, и сделать проект - доклад, плакат, макет, сценку, дети могут группироваться по желанию или делать индивидуально. Если какая-то группа углубляется в тему и возникает запрос, ребята могут поехать в музей по теме, но это будет не весь класс, а именно заинтересованные 5-7 человек. Ребята просчитывают заранее маршрут и стоимость поездки по интернету, педагог их просто сопровождает для безопасности.
Программу по литературе проходят какую-то государственную самую простую, но дети читают гораздо больше, более современное. Есть учитель английского, музыки, физкультуры.
После 3 часов занятий - прогулка, обед, свободное время, а потом ещё одно 3-часовое занятие. Заканчивают учиться в 4, домашних заданий обычно нет.
У них есть кухня, по пятницам можно записываться и готовить что-то, они могут с ассистентом сходить с магазин и приготовить на всех пирог, пиццу или что захотят. Есть классные деньги и старшие ребята ведут учёт. Также бывают общие собрания, на которых обсуждаются животрепещущие темы, например, прозвища, если кому-то что-то не нравится, праздники и так далее. ? Праздники дети полностью делают сами. Да, выглядит это гораздо проще и самодеятельнее, чем могло бы быть с режиссёром , но зато все сами — распределение ролей, изготовление декораций, организация репетиций и т. д. Все выступают по желанию, кто-то даже зачитывал доклад или собственный рассказ, а один мальчик привёл собаку и рассказал, как он ее тренировал. Детям дают реализовываться в любом формате.
Раз в полгода назначается часовая встреча с педагогом, на которой предоставляется подробный отчёт наблюдений за ребёнком, на 10 листах. Это именно не оценка, а наблюдение, множество параметров: от конкретных предметов до организованности, желания работать в команде или одному, лидерства, энтузиазма, уборки в классе, сферы интересов — по шкале от «никогда» до «всегда». Мне кажется, здесь очень хорошо развиваются софт-скиллы, прям как в статье об образовании будущего Петрановской, поставлю ссылку на неё в сторис.
? Сказать, что все идеально и мне совсем не страшно, я не могу. Да, страх есть, потому что в голове много стереотипов, но, подумав хорошенько, мы все-таки решились пойти не в систему. Переход в обычную школу возможен, можно за какое-то время подготовиться, это все продумано. Можно будет остаться в семейном классе или на домашнем образовании, мы пока не решили. В общем, поживём-увидим, но возможность прожить эти несколько лет в человеческой обстановке, без муштры и чрезмерных нагрузок, с ребёнком, который хочет идти в школу каждый день, надеюсь, стоит того, чтобы рискнуть.
Что делать, если такой школы нет в ближайшем дворе?
Не унывать) Наша школы тоже не была в соседнем дворе, первый год мы возили детей в сад час в один конец, а потом переехали в этот самый город. Можно поискать что-то и в обычных школах, вот даже здесь писали, что нашли класс с учителем, который использует много из методики Монтессори. Или, например, создать что-то вроде семейного класса, найти 4-6 близких по духу семей и нанять педагога или тьютора, заниматься дома. Если поделить з/п учителя на всех, получится, думаю, даже дешевле, чем платная школа. Тьютор может быть и по скайпу, а кто-то из родителей может выполнять роль ассистента. Я недавно прочитала у какой-то мамы, что вот, они пошли в школу, купили форму, сдали деньги на учебники, все эти ранние подъемы, быть вовремя, перекус с собой, короче куча правил, формальностей и усилий — и к концу года ребенок научился считать в пределах 20. После этого они перешли на домашнее)
Какие еще у нас есть особенности - родители должны быть включены в процесс воспитания, на встречу с педагогом просят приходить не только маму, но и желательно папу. И пользуются известной всем истиной, что воспитывать надо не детей, а себя, тогда им автоматически привьются правильные ценности. Администрация школы делает рассылки и назначает дни по сбору макулатуры, электрохлама, подарков для «Старость в радость», просят участвовать в акции «дети вместо цветов» и др. Собирает в школе круглые столы насчет интернет-безопасности, сексуального воспитания и т.д. и говорит прежде всего с родителями на эти темы.
Еще в школе проходит ежегодная Ярмарка, что-то вроде фестиваля Seasons, на которой дети продают поделки, выпечку, проводят мастер-классы и игры, выступления. Мы в прошлом году с Зоей считали себестоимость получившихся печенек и решали, за сколько имеет смысл их продавать и сколько в итоге получится заработать. На что потратить заработанные деньги дети решают сами заранее на общем собрании. В прошлые годы они копили на что-то для класса, а в этом году они посчитали, что все уже есть и решили все средства направить на благотворительность. О решении собрания администрация нам написала, для родителей это вполне показатель роста и развития ребят.
Также в Монтессори очень важна музыка, она значительно шире, чем то, что я себе представляю себе в школе, проходят основы сольфеджио, есть много инструментов, на которых можно играть любыми способами практически в любое время. Я помню, как разговаривала с учительницей по музыке первый раз, и она сказала, что пусть ребенок играет в пианино, как в игрушку ,пусть хлопает по клавиатуре ладонями, пусть играет всем телом, всем существом - это нормальный первый этап. Что первые занятия должны быть иррациональные, на импровизацию. На лето нам дали задание играть и с ней вдвоем по черным клавишам (на слух это получается более менее благозвучно, и можно пробовать все без страха). Для меня, человека, прошедшего почти музыкальную армию - советскую музыкалку, это было просто разрывом шаблона. Я попыталась довериться и отдаться педагогу, не скажу, что у нас был какой-то выдающийся результат, но и у Зои не скажу, что большая склонность к этому, так что сильно мы в этом не развились на данный момент. В любом случае для меня это еще один пример, что бывает по-другому.
Английский проходят по учебникам МакМиллана, собираются небольшие группы и проводят занятие 2 раза в неделю. Бывают задания повторить и подучить слова, сейчас еще начали делать аудиосуфлирование. Мне кажется, у Зои прямо реальная склонность к языкам, в начале лета она попросила купить ей следующий учебник и даже занималась немного сама (!), а с осени попросила дополнительные индивидуальные занятия, ну я не смогла отказать. Еще просит другие языки, но я малость уже ошалела от развоза 2 детей всего лишь по 1 кружку 3 раза в неделю, с этим подождем, пока можно будет отпускать ее саму. Кстати, в школе еще есть кружки после занятий за доп. плату, всякое вязание макраме, механика, робототехника, шахматы и т.д., чем я активно пользовалась, когда ездила на работу до нового года (а младший был еще в саду), можно было забрать на час-полтора позже.
И все-таки хочу еще раз сказать, что идеала не бывает, и, возможно, мы что-то и упускаем, я не исключаю такого варианта... что-то расходится с моими шаблонами, но я позволяю пока себе все просто наблюдать, на начальной школе можно еще поэкспериментировать... а может и дальше. Но пока что я вижу больше плюсов, вижу желание ребенка ходить в школу, вижу приятных адекватных детей и родителей. Страх быть вне системы был и есть, но я его не слушаю.