Расскажу-ка про наше путешествие на юг Франции.
Почему март - мы хотели застать цветущую мимозу, застали, но уже на излете. Хотели пораньше встретить весну - встретили.
В наше первое воскресенье в Ницце было закрытее карнавала , площадь Масена застроена трибунами, по всему городу расставлены фигуры из папье-маше, на мой взгляд страшноватые и пошловатые, на карнавал не пошли. Потом я узнала, что в Ментоне закрывался праздник лимонов в то же воскресенье, стало уже интереснее, но было поздно. Еще встречались цветущие белые и розовые деревца - миндаль или вишня, что-то такое.
Минусы этого времени посещения - может не повезти с погодой, как нам. И сколько бы я не крепилась, не убеждала себя, что в сероватом пейзаже и во влажном воздухе есть своя романтика, на третий день я, человек живущий на солнечной батарейке, загрустила и призналась – хочу СОЛНЦА. Оно стало потихоньку появляться, не целый день, местами, но от него все менялось, от этого за пейзажами наблюдать было только интереснее.
Конечно же здесь будет здорово в мае-июне, все будет цвести и точно будет хорошая погода.
В путешествиях такого рода главное удовольствие для меня - много ходить пешком. Ходить-ходить, смотреть, потом устать и передохнуть в каком-нибудь кафе или парке, а потом опять ходить.
Места, которые понравилась в самой Ницце:
Естественно Английская набережная, Замковый Холм, старый порт. В районе старого порта - много антикварных магазинов, для меня это как музеи. Там же, в старом порту Florian Confiserie - старинная фабричка, которая делает сладости из цветов - роз, фиалок и других - варенье, цукаты, шоколад. На первом этаже для развлечения публики кондитер делал вручную фиалковые карамельки. Приятное место.
Музей Матисса, естественно, музей Шагала, конечно же.
Добираться советую городскими автобусами, можно купить билет на 24 часа и за один день съездить в несколько музеев, т к и билет также действовал на 12 музеев в течение 24 часов. Я только не поняла, это бывает только в марте или весь год. Еще заинтересовал музей наивного искусства, но так и не попали туда, не могу ничего сказать.
Цветочный (и продуктовый) рынок, который по понедельникам становится антикварным. И то, и то - прекрасно. Запал мне в душу кофейный фарфоровый сервиз 50-ых крутой геометрической формы и лимонно-перламутрового цвета. Но после бокала вина решила все-таки не покупать: скорее всего он будет просто занимать место и собирать пыль, пространство и минимализм мне дороже. У нас случилась мимолетная влюбленность, которая ничем не кончилась, но будет приятно вспомнить. Это я про сервиз.
Когда стало потеплее и посуше, мы взяли на один день мотоцикл. Дом-музей Ренуара в Кань-сюр-Мер, с красивым старинным садом, оливками, которые невозможно обхватить, огромным окном красивой формы в столовой с видом на море. Чуть-чуть скульптуры и живописи, но это второстепенное.
Капелла Розария авторства Матисса в Вансе - последняя его работа. Она небольшая, но очень впечатляющая. Когда я была здесь в прошлый раз 10 лет назад, экскурсию вел монах-доминиканец, но на самом деле даже прочитав экспликации можно вникнуть. Изображения, скажем прямо, не канонические, от слова совсем. Образы доведены до минимума, по мне так один из хороших вариантов передать метафизическое - абстракцией. Сине-зелено-желтые витражи отражаются в белой плитке, делают свет в капелле волшебным. Матисс также проектировал мебель, церковную утварь и даже одежду священников для разных случаев, все это представлено в небольшом музее в примыкающем здании. (внутри фотографировать было нельзя)
Дом и капеллу можно захватить за один раз, это близко, только будьте внимательны насчет выходных и часов работы, в доме Ренуара выходной вторник, а в капелле понедельник.
Еще недалеко от Ванса я нашла в инстаграме симпатичное место - органическую ферму @graine.ficelle. У них есть ресторанчик и видимо гест-хаус - огромная палатка с подушками. Думаю летом там замечательно, но в несезон со мной никто не вышел на связь и, поехав на удачу, мы там никого не встретили, хотя и чуть-чуть побродили по территории.
На обратном пути, если хватит сил, можно заехать в Антибы. Нам очень понравилась какая-то другая атмосфера городка, просторная площадь на набережной, впечатлил музей Пикассо. Небольшой, что, согласитесь, плюс во время путешествия у моря. Были некоторые работы, которые я раньше не встречала, зал с керамикой, немного скульптуры и графики - самое то.
В следующий день уже на машине мы поехали в другую сторону от Ниццы, в сторону Италии. Обязательные пункты для посещения: смотровая площадка перед Эз, сам Эз и экзотический сад. Недалеко от въезда в город - парфюмерная фабрика Фрагонар, с бесплатной экскурсией и парковкой. Что касается экскурсии - это конечно же маркетинговый ход для того, чтобы эффективнее продавать свои духи и мыло, но мне все равно понравилось: угадывать цветы по запахам, узнать про ноту головы, сердца и базу запаха, узнать, что масло арганы на самом деле пахнет не вкусно, но в него добавляют парфюмерную композицию лимона и апельсина, полюбоваться отличными акварельными иллюстрациями в дизайне упаковки и суверниров. Представить «носа», парфюмера за работой, удивиться тому, что учатся на эту профессию 10 лет, захотеть перечитать Патрика Зюскинда (а ведь действие романа происходило недалеко отсюда, в городе Граас, но туда мы не доехали). Купить, конечно же, духи и мимозные ароматы для дома мамам в подарок.
Помечтать приехать сюда когда-нибудь на сбор местного сырья на съемки. Каково это - из тонны лепестков литр эфирного масла? Вот бы прыгнуть в эту тонну.
После Эзе надо передохнуть и со свежими силами обязательно заехать в виллу Ротшильдов. Можно взять аудиогид и внимательно слушать про хозяйку дома, экстравагантную неординарную женщину из Бэлль Эпок, пародировавшую, например, свою собственную свадьбу свадьбой собачек. Рассматривать каждый столик, платье, чашечку. А можно половину пропустить и пойти в сады и подивится, правда ли я вижу эту красоту или у меня сейчас помутнение рассудка?
Недалеко от Ротшильдов тоже на Кап Ферра есть еще вилла Кириллос в греческом стиле, но нее нам не хватало времени и эмоций, но фотографии оттуда очень эффектные.
В Монако нам было как-то не интересно, не ездили, но такая опция есть.
Вторая часть путешествия - Прованс. Базой выбрали Марсель, т к все равно хотели каждый день видеть море, а еще пожить в Марсельском блоке, знаковом проекте Ле Корбюзье. Дом-корабль, дом-город, все по модулору , все сомасштабно человеку и под рукой, такое воплощение в хорошем смысле социализма в архитектуре. Если не знать и не любить, то может показаться холодным и совковым, это только для сумасшедших фанатов.
По дороге от марсельского блока к пляжу мы прошли сады Борели - огромный городской парк, просторный, ухоженный, и общем-то ничего необычного, кроме.... выдр. Просто они там живую на берегу реки и преспокойно разгуливают, не обращая внимания на детей, которые, конечно же, всячески пытаются познакомиться поближе.
В один день мы решили пройти пешком от старого порта Марселя до Нотр-Дам-де-ля-Гард - испытание не такое уж простое, что вниз, что вверх. Такой мощной доминанты над городом я еще не видела, собор видно буквально отовсюду, грандиозное сооружение.
Следующий день - Авиньон. Я плохо, к сожалению, знаю историю, и чаще исторические места воспринимаю непосредственно - вижу, чувствую, представляю. Авиньон был когда-то вместо Ватикана папской резиденцией. Был бы огромным пустым и даже скучноватым замком, если бы внутри не выдавали аудиогид с планшетом, который показывал при наведении на любую точку реконструкцию в 3д. Вот тут-то мы и зависли, как дети, собирали виртуальные монеты в виртуальных сундуках, нюхали виртуальные пироги в жаровне и любовались виртуальными папскими садами. В нескольких залах сохранилась живопись, тогда на планшете появлялось четкое и светлое панорамное фото, которое можно приблизить. Реально видно все, чего так-то и не увидишь - темно, нет доступа. Короче, 21 век, не знаю только, хорошо это или плохо, но впечатляюще.
После резиденции можно прогуляться по саду, потом спуститься ниже, пройти прямо по городской стене, почувствовать себя в Игре престолов и прийти к знаменитому мосту Сан-Бенезе, который доходит до середины реки, по нему тоже можно пройтись, но мы не стали. Лучше пойти перекусить и набраться сил перед следующим пунктом.
Иль-сюр-ла-Сорг недалеко от Авиньона - игрушечный городок в Провансе, который называют городом антикваров. Иль - это остров (иль-де-ботэ - остров красоты, например). И действительно городок стоит на острове, образованной рекой Сорг. Антикварные раскиданы, перемешаны с современными клевыми дизайнерскими магазинами декора, со всяким барахлом. Двери, ставни, штукатурка - все пошарпанное и симпатичное. Мы опять как по музею, с собой ничего не тащим, перекидываемся улыбками с элегантными старушками, бон жур, мерси, оревуар. Кстати, французы это говорят всем и везде, когда пересекаются с тобой в лифте, заходят или выходят из автобуса, встречаются на узкой дорожке. А еще они постоянно едят хлеб, все, постоянно. И красиво одеваются.
Не успели из рекомендованных: музей Пьера Селинджера рядом с Авиньоном, Экс-ан-Прованс, Руссильон, Вердонское ущелье, вилла Эйлин Грей. Еще нам советовали ферму, где можно поучаствовать в охоте на трюфели, но мы так туда и не доехали - ссылка.
Зато в последний день съездили в какое-то фантастическое место рядом с Марселем - мыс Сroisette: марсианские скалы, ветер, чайки, освещение, меняющееся каждые пять минут, неисчислимое количество оттенков моря. Очень энергетическое место, мне показалось. А Евгений отснял там 4 пленки за пару часов.
Добавка про еду: мы не ценители гастрономических впечатлений, нам главное, чтоб были сыты, и не слишком дорого. Первые два дня вообще сухомятка из супермаркета - колбасыр, вино, потом пара азиатских кафе (чуть дешевле обычных), начиная с Марселя - кулинария в супермаркете, киши, пирожные. Вкусно везде, но дорого. И вообще все очень дорого, на одних музеях можно разориться.
Разорились, не жалеем.