;

Таем в Тае

Пока еще свежи, решила записать впечатления про Тай, для себя, и может еще кому пригодится. Для тех, кто не был в Азии, могу сказать, это вселенская помойка и рай на Земле в одном флаконе. С одной стороны грязь, пофигизм, насекомые, а с другой стороны необыкновенная природа, доброжелательность и все плюсы теплого климата - фрукты, солнце, теплое море.

На сначала расскажу бытовую предысторию, наверное будет интересно мамам маленьких детей.

28 числа у обоих поскочила температура, у Зои около 38, у Миши 39, сильный кашель. Я из тех мам, которые не сбивают температуру и не лечат антибиотиками, а всякими очистительными натуропатическими ваннами, компрессами и т.д. (это моя личная позиция, прошу это не обсуждать). На следующий день температура у обоих подспала, но не до конца, у обоих кашель чуть мягче, ну я такая спокойная, вижу по детям, что все налаживается. 30 декабря в день отъезда я все-таки решила пойти провериться к врачу (в платную клинику), врач обоим ставит бронхит, назначает антибиотики, ингаляции с муколитиками и гормональными препаратами, Мише - подозрение на пневмонию, посылает на снимок в обычную поликлинику, потому что у них нет. Представьте себе, 30 декабря, подмосковная больничка, очередь на рентген. Наконец наша очередь, сделали снимок, а врача нет, ушел уже, будет завтра (ушел чуть раньше). Мы говорим, нам выезжать через 2 часа, найдите врача, опишите нам снимок. Идем в детское отделение стационара, упрашиваем час, чтобы нам посмотрели снимок. Чего только не наслушались - а почему пошли в платную, там дилетанты и деньгосниматели, мы не обязаны, ждите завтра, то же мне врачи и т.д. Ад, короче. Миша вялый, устал, на руках засыпает. В итоге все-таки прочитали снимок, просто бронхит, назначили все то же самое, что в платной, на все это ушло часа 3.
Приехали мы домой, выезжать в аэропорт нам через полчаса, сидим, думаем. Изначально хотели поехать в Тай ради детей - чтобы надышались морем, набрались сил, а тут на тебе, антибиотики. И каким-то волевым решением, посоветовавшись, помолившись, зная своих детей решили ничего не давать, а посмотреть, что будет дальше (не крутите пальцем у виска, я мама, и сама отвечаю за детей).
Всю ночь полета я не спала, трогала им руки, ноги, мерила температуру, слушала, как дышат, было очень страшно. Прилетели за ночь в Бангкок, а там лето, долго ждали, пока можно будет поселиться в квартиру, дети довольные в шортах бегают по рецепшену и по двору, Женя пока купил симки. Наконец заселились в апартаменты (находим всегда через airbnb) - двухкомнатная квартира с кухней, в таком футуристическом комплексе, с торговыми центрами, с 6 подъездами, с бассейном и садом на 6 этаже - а вокруг огромные башни. У Зои температура 36.6, кашель совсем мягкий, только еще сопли немного. У Миши не помню, кажется тоже или 36.6 или 37, мягкий кашель, но такой ослабший (это 4 день болезни). Мне неспокойно, поехали в ближайшую поликлинику (не по страховке, а просто, прием стоит как в Москве примерно, 1200 р), там нас внимательно посмотрели, врач с хорошим английским. У Зои вообще ничего (мы помним, что ей назначили целый лист нехилых лекарств, которые не знаю, какой бы вред ей причинили), у Миши - да, бронхит, антибиотики. Мы говорим, не хотим. Врач тогда - давайте ингалляции с муколитиками 2 дня, а потом проверитесь, если не станет лучше - антибиотики. Ну, ок, мне стало как-то уже поспокойнее. Вот мы на 16 этаже, с видом на азиатский мегаполис, купили кокосов, чокнулись, посмотрели фейрверки, погуляли по саду у бассейна и легли отсыпаться.

На следующий день еще погуляли по окрестностям, там был такой квартал невысокой застройки, напомнивший нам поселок художниклв на Соколе, вечером - пробежка по зоопарку. Я хотела посмотреть в центр, но в таком состоянии решили не соваться.

На следующий день - дорога (мы купили заранее трансфер на все, там есть такая штука). Внутренний перелет до Сураттани, автобус 1,5 часа до причала Дон Сак, паром 2,5 часа, и мы на Пангане, поселились в наш скромный домик на пляже.

Мы приехали, когда было уже темно, я толком не разглядела, где мы, что вокруг, но вдруг мне показалось, что мы в какой-то изоляции, и случись что, я не знаю куда бежать, нам никто не поможет, а вдруг... Короче дала своей панике развиться и накрыть меня, вышла на улицу, подышала. Не спала почти. С утра посмотрели, какие есть поликлиники, оказалось их полно самых разных, в 15 минутах от нас - новый western hospital, мы туда. Врач слушает - ничего, мы ей показываем наш снимок и письмо от Бангкокского врача, она удивляется, посылает нас опять на снимок, мазок и анализ крови. Через полтора часа мы приходим, она говорит - все чисто, нет ни вирусной, ни бактериальной инфекции, вам ничего не нужно, а кашель и насморк — это реакции на прошедшую вирусную инфекцию, может длиться до 4 недель. К слову сказать, все прошло через 3-4 дня, в Москве у нас это может длиться неделями. Этой историей я никого ни к чему не призываю, но может кого-то это натолкнет на мысли или подкрепит в своей позиции. Я-то свои очередные выводы сделала...

Ну а теперь непосредственно про Панган. Первые 5 дней мы жили в бунгало без кухни прямо на берегу, на пляже Хаад Салад.

Оказался очень классный пляжик, симпатичный, небольшой, и, как потом узнала - европейское место, много датчан, французов, но и русские тоже попадались. Но вообще народу немного, хотя вроде и хай сизон, но по побережью стоят бунгало и рестораны (а не огромные отели), массажные павильончики, поэтому вообще концентрация людей небольшая, очень спокойно, из ресторанов - негромкая музыка, вечером все в фонариках и огоньках. По сути эти первые дни я приходила в себя, детям много купаться не разрешала, они играли в песок, а я с террасы за ними смотрела, ощущения, как на даче.

Пару раз ходила на массаж - один раз традиционный тайский, это когда тебя мнут и гнут по полной, как будто йогой за тебя позанимались, а второй раз с кокосовым маслом - скорее расслабляющий и разогревающий. Час стоит 300-400 батт (чтобы понять в рублях, умножайте на 2), потом еще чай травяной. Один раз даже сделала зарядку и пробежку, на дорога такая холмистая, сдохла через 15 минут, на этом мой энтузиазм и закончился. Но я не теряю надежду, в этом году хочу сфокусироваться на спорте, на здоровье своем и детей, хочу по примеру @neigrushki закаливать их, а не лечить.
Завтрак и ужин в кафе, днем арбузы или кокосы из фруктовых лавок. Полный ужин на семью с напитками - 600-700 батт. Было там одно красивое кафе - столики под огромным деревом с фонариками, вечером так сказочно, как в фильме Миядзаки. Эти деревья там везде, у них огромные листья, и они круглый год желтеют, краснеют и опадают, так что деревья стоят с разноцветными листьями, красиво. Называется оно sea almond, индийский миндаль.

С одной стороны, мне все время хотелось порисовать наброски, но почему-то не получалось, дети отвлекали (ну это конечно мои отговорки), но когда нет постоянной практики, сложно начать. Но в какой-то момент мне надоело смотреть кино и валяться в тихий час, и я стала рисовать по своим фоткам - и прорвало. Вроде простая штука, но я про нее забыла. Потом уже когда раскачалась, стало получаться рисовать и с натуры, хотя все равно в итоге неабросков не много, но некоторыми довольна. Я себе заготовила в поездку новый скетчбук, но Зоя быстро начала с ним расправляться, ну я не против, пусть рисует. Так мы и заполняли его вместе, через один, очень нравится такой порядок. Она еще могла где-нибудь чиркануть и бросить, а я продолжала поверх. И забавно, прямо видно как она все тут же повтояет за мной, леттеринг у нее чумовой по-моему.

Женя взял себе желанный мотоцикл kawasaki, ездил кататься, когда мы его отпускали, был счастлив этим. Еще в один вечер показывали бесплатно файершоу, очень круто, Миша впечатлился, сказал, что тоже так будет. Короче, вроде ничего не делали, если, купались, гуляли.

Потом мы переехали в Чалоклам, в забронированный как всегда на airbnb дом, он метрах в 100 от пляжа, в кокосовой роще. Две комнаты, кухня, гамак, веревка для белья, смешная особенность - раковина на улице, то есть чтобы помыть посуду, открываешь ставни, как в советских киносказках, высовываешься наполовину на улицу. В душе не было нагревателя воды, она вроде и не ледяная, но дети на третий день завозмущались. Я грела воду и поливала их из ковшика, ощущения как в деревне в детстве, кайф. И когда время есть, не напрягает совсем. Ночью вокруг очень много звуков - какие-то птицы, совы, цикады, иногда проедет мопед, вентиляторы, но довольно быстро к этому привыкаешь.

В Чалокламе мы уже совсем расслабились, купались по полдня, завтрак готовила дома, перекус и ужин в кафе. Я уже начала немного скучать, но тут мы обнаружили, что можем ездить на мотике вчетвером - немного страшно, но свобода. Мы далеко с детьми ездить не собирались, но хоть как-то разнообразить, посмотреть другие пляжи, сгонять в магазин - очень удобно, на такси разоришься. Все в пределах 15 минут. Первым делом съездили покататься на слоне, а в конце самая круть, можно их покормить бананами. Он прямо из рук аккуратно брал своим резиновым хоботом банан и отправлял в рот, мы с Женей в восторге, детям немного страшно, но тоже в восторге.

2 раза ездили на пляж Майе Хаад провожать закат - что-то фантастическое. Там такой песчаный перешеек, который появляется во время отлива и исчезает во время прилива, длинный, метров 300, приводит на небольшой остров. Песок очень крупный, прямо куски кораллов, довольно чувстствительно. Первый раз Миша прошел где-то половину и попросился на ручки. Ближе к концу он прошел весь пляж туда-обратно 2 раза сам! И вообще как всегда на море, у него скачек, стал говорить предложениями, выговаривать букву Р, окреп и подрос.

Обнаружили русский детский сад в 10 минутах от нас, три раза детей оставляли до сна, сами побыстрее покатались вдвоем, попили кофе, пофоткали и порисовали - простые радости. Посмотрели еще Хаад Яо, тоже симпатично, но Хаад Салад мне даже больше понравился. Еще сплавали на лодочке-такси на bottle beach, он совсем изолированный, туда плохая дорога, поэтому вроде как мало людей. Но на самом деле людей там как везде - то есть очень мало.

У нас за домом протекала речка, а на противоположном берегу верфь, на которой чинят и красят лодки. Какое-то нереально красивое и сказочное место. А я купила на рынке платье, и оно совпало с самой популярной раскраской лодок - оранжевое с бирюзовым. Неужели совпадение, или именно там вдохновились дизайнеры текстиля?

В один вечер, идя по деревне в ресторан встретили знакомую семью - ребят с Строгановки! Было смешно.
И уже в последние дни мы обнаружили совсем маленький пляж напротив Чалоклама, туда выход только с резорта и по идее он для тех, кто там живет, но мы два раза проходили без проблем - malibu beach. Я не знаю, как их вообще можно сравнивать, они все хороши, но этот пляж - самый волшебный и уютный, чистейшая вода, ухоженная роща перед ним и смешные пушистые деревья. Дети ныряли и плавали по полной, проныривали друг другу между ног, Зоя делала звездочку и поплавок, вот-вот поплывет. В бассейне с детства не занимались, только вот так по чуть-чуть в поездках. На новый год Дед Мороз подарил Зое золотой русалочий хвост, она полгода о нем мечтала. Хвост оказался не особо функциональным, скорее пофотографироваться, но зато к нему прилагался еще золотой купальник - красиво, я тоже такой хочу.

За несколько дней до отъезда наткнулась на сайт про натуральные тайские средства - лекарства и косметику, и поняла, что хочу все, и на подарки, очень уж аппетитные обзоры. Кое-что удалось купить в обычной аптеке - травяные капсулы, спреи в горло, мыло, tiger balm (типа нашей звездочки - отвсего), пасты и конечно много кококового масла - его можно и внутрь и снаружи, на кожу, волосы, в салат и просто пить. Я фанатею от его запаха, кокосы по-моему это вообще чудо природы. В любой сомнительной забегаловке можно заказать кокос и не ошибешься, он всегда стерильный внутри. Еще на подарки купили фонарики, вырезанные из кокосов и гамак.
Обратный путь - день до Багкока, ночь в гостинице, потом еще день перелета до Москвы. Часов в 5 приехали домой, а в 7 я уже отрубилась, встала в 4! Все из-за разницы в 4 часа. Пока так и встаю в 4-5, хочу сохранить этот режим, нравится.
Фото с парома. Все эти красивые фото, конечно, моего любимого мужа и любимого фотографа - Жени Чулюскина.

А еще в один вечер что-то на меня нашло, и я написала стихотворение. Женя сказал наивно (а он в поэзии понимает), в ИГ стесняюсь это выложить, но раз уж вы дочитали до конца, думаю вы самые преданные и терпеливые, вот вам:

Дети вгрызаются в красное мясо арбуза,
Сок стекает по пузам,
А потом в своих сладких снах
Качаются на больших и добрых китах,
А потом встают и бегут
Пока не устанут, не лягут и опять не уснут.
Дерутся футболками, полотенцами,
Жалуются заусенцами,
Укусами и друг на друга.
А мне не больно, курица довольна.
Встретила на пляже - как зовут? Мам, у меня новая подруга.
И новая собака, Филя, нельзя взять домой?
И так каждый новый день, быстрый, но размеренный
Завтра будет то же самое,
Или это было вчера, они не очень уверены.
Собираем чемодан, откроем его дома.
А там половина занята ракушками.