Август 15, 2016

Сезонные работы

В 2009 году я работала в детском журнале в издательстве Independent Media, и однажды в коридоре увидела старые номера Seasons. Я полистала, и мне понравилась концепция и атмосфера, а офис их тогда оказался по соседству. Мы познакомились через общих знакомых, и вот уже 6 лет мы сотрудничаем, за это время накопилось много работ. Ставлю в этот обзор не все работы, а только те, в которых есть какая-то работа с буквами, хотя бы заголовок.
Конечно, иметь такого заказчика — профессиональная удача, мне очень нравится работать с проектом, мне дают пространство для экспериментов, нам достаточно легко договариваться. Первое время я рисовала на общественных началах, потому что мне было интересно, потом заказы стали коммерческими.
Во многих иллюстрациях был текст, который мне не хотелось делать набором, поэтому мне приходилось рисовать надписи по-разному,  менять техники, и только через несколько лет я узнала, что это называется леттеринг. Можно сказать, что работа в Seasons стала творческой платформой для развития моего проекта.
Вот самые первые иллюстрации — опенеры для разделов русского номера. Простая идея — вышивка крестиком, но именно нарисованная в векторе, мне кажется, дала осовремененное звучание, такой пиксель-арт.

Следующие опенеры были для номера про эклектику, поэтому в иллюстрации я соединила гравюры и вектор, и все думала, как бы смягчить наборный текст, как бы органично включить его в иллюстрацию. Поэтому подкладывала фактуры и добавляла декоративные буквы. Сейчас, смотря старые работы (еще до Seasons), я поняла, что у меня давно есть склонность к коллажу, просто сначала он был компьютерный.

В детском номере лепила заголовки из пластилина. С тех пор убедилась, что чтобы найти необычную пластику, нужно поменять материал. Что-то новенькое точно да получится.

В следующем номере мне хотелось сделать как можно больше шрифтов (уже и не помню, про что он был), такую живописную шрифтовую кашу. Какие-то формы подсматривала в работах с леттерингом на латинице, какие-то просто придумывала из головы.

И опять - про смену материала, первый раз вырезала буквы из бумаги с фактурой акварели. Простой прием, но фишка была в том, что вырезала без карандашного наброска, именно так получились живые свободные формы.

В какой-то момент добавилась новая задача: нужно было делать визуальное сопровождение фестивалей: афиши, флаеры, баннеры, билеты и т.д. Мы работали и работаем в паре с арт-директором журнала, на мне лежит больше креативная часть, а Женя дает ценные советы, помогает по композиции, адаптирует макеты под разные форматы. Самый первый Субботник был сделан 6 лет назад. Сейчас конечно многие старые работы мне кажутся наивными и простыми, но наверное это хорошо, значит есть эволюция.

В этом макете леттеринг только в заголовке. У меня был буклетик про какую-то современную выставку в Тейт Модерн, на которой на латинице было буквально несколько слов написано этим шрифтом. Мне очень нравились эти формы, и казалось, очень подходили для слова дизайн, что-то обтекаемое и модульное. На основе нескольких букв я отстроила весь алфавит на кириллице. Второе слово было тоже сделано с какой-то латиницы, но очень примерно. Я тогда не знала о существовании сайта MyFonts, вдохновение находила в работах иллюстраторов и в реальных образцах из жизни, в поездках в Европу собирала буклетики, открытки, фантики, газеты.

Я еще долгое время не могла отказаться от наборных шрифтов, и использовала леттеринг только точечно.

Например, в следующем субботнике -  можно сказать первая каллиграфия кистью, очень кривенький и очень живой заголовок. Я конечно видела примеры более аккуратной каллиграфии, но намеренно не хотела так делать, мне она казалась немного безликой. Некоторые считают меня каллиграфом, но на самом деле кроме базовых занятий в институте я не занималась каллиграфией специально, не делала ни одной каллиграфической прописи. Я просто писала фразы в том характере, который, мне казалось, нужен по смыслу, старалась пробовать разное из работы в работу, и незаметно немного набила руку. Я прекрасно осознаю, что далеко не самый техничный человек в этой области, но специально не иду на какие-то курсы, мне кажется, я могу что-то потерять для художественно образа. Кто-то может быть со мной и не согласен. Но некоторые говорят, что у меня есть свой узнаваемый стиль в каллиграфии, может это как раз из-за отсутствия школы.
Посмотрите работы одного из моих любимых дизайнеров - Джеймса Викторе, его работы - это радикальная каллиграфия, почти мой идеал, главное применять к месту.

Вторая ярмарка - тоже заголовок, такая «винтажная» антиква линером. Винтаж мне кажется хорошо подходит для нового года, мне в целом до сих пор нравится эта картинка. Кстати, этого ангела уже несколько раз крали, перерисовавали или буквально сканировали и использовали в разных дизайнах. Но это уже отдельная история.

Здесь в первый раз хватило смелости вообще отказать от наборного шрифта (поверьте, после Строгановки, где мы пользовались 6-10 проверенными наборными шрифтами, это было непросто), написала текст от руки как могла. Не идеально, но здесь и не может быть идеала, а непосредственность в нем есть, для меня это главное.

И еще один стиль - для второго More Amore. «Морской» заголовок сделан пером и тушью и вдохновлен работами Джона Контино, правда тогда я не знала, что это он, и не выделяла его как дизайнера со своим стилем среди других. Ну и имидж - родился из моей собственной фотографии с моря, наверное у многих такая есть.

Оперены для шведского номера - гуашь дала такую облизанную пластику букв. А желто-черный лапидарный паттерн - это по-моему очень по-скандинавски.

Опенеры в номер про осень и про город решили сделать в форме указателей, искала соответствующие силуэты - минималистичный дизайнерский, про еду, про сад. Силуэты были реально вырезаны из бумаги и неровно заполнены фактурой с помощью валика.

Афиша для Экоклуба вырезана из... фетра. Ну чтобы не получилось чересчур рукодельно, взяла простые формы узкой жирной Хельветики.

Этот имидж получился не с первого раза (как и многие другие), сначала было просто все карандашом, но потом добавили второй слой кисточкой, стало нарядно, все были довольны.

В следующем году поставили более сложную задачу - сделать все имиджи фестивалей в одинаковом стиле. Тут больше важен персонаж - человек, который сажает свое сердце. Это о любви к земле, к природе. Уже смелее нарисовала подписи, правда то ли просто антиква, то ли курсив, еще не понимала разницу. И мой любимый прием в заголовке - прыгающая базовая линия, часто это использую, прием видела в разных работах западных леттереров.

Второй имидж из этой серии для More Amore. Получилось продолжить идею, но в итоге макет, по-моему, получилися недостаточно чистым, еще обязательно надо было поставить фотографию, лого спонсоров (ну вы знаете, мейк май лого биггер). В итоге не очень-то горжусь этой работой, но оставлю для истории и для понимания того, что жизнь - это жизнь, не всегда получается сделать все идеально.

Осенний фестиваль этого года был про дизайн стран СНГ, про такой новый взгляд на советское прошлое. Поэтому в заголовке шрифт первого слова с советского холодильника, второго - со штандарта (нашла на старой открытке). И именно перерисованный руками, вектор не давал нужного мне ощущения.

В следующем году сделала имиджи полностью на основе леттеринга, что считаю большим достижением, сам факт. К леттерингу можно и попридираться, но в целом работы мне нравятся, довольна ими, получилось живо, чисто, плакатно.

И еще масленица, можно сказать из этой же серии - силуэт + леттеринг. Кто придумал этот логотип-блин? простите, но это ужасно неудобно, не вписывается ни в какой имидж. И вообще поменьше бы логотипов, было бы чище, но это жизнь.

Лихие опенеры в номер про оптику с простым оптическим эффектом. Как и во многих работах важна игра с пропорциями и с базовой линией. Берегу и усиливаю выносы в кириллице, их у нас немного.

Одна из маслениц - достаточно  удачная по-моему работа. Векторный заголовок и минималистичные иллюстрации на основе фигурок какого-то национального промысла дали в сумме чистый и современный результат. Еще небольшая графическая рифма с красным овальчиком - ракрытые рты и капля л - все орут и веселятся. Может никто этого и не заметил, а мне приятно.

И еще одна масленица - совсем простая и понятная идея. Иногда приходилось придумывать очень быстро, это реальная работа, сроки не всегда такие, какие хотелось бы. Результат как минимум по-моему эффектный.

В следующем году надо было что-то кардинально другое, придумались персонажи-звери, как люди. Сейчас много таких иллюстраций, я смотрела старые работы Оли Езовой-Денисовой. Очень долго искала образ лиса, с 9-ого раз получилось, льва - с третьего, а еж и обезьяна - с первого. Ну и рисованые буквы в каждом имидже соответствующие - в Субботнике - что-то газетное, в Море Аморе буквы как чайки, в индейском - клинопись или что-то такое, в Ярмарке - нарядно-декоративное. Откуда такое разнообразие в моих работах - от разнообразия поставленных задач.

Опенеры для американского номера, в общем-то просто каллиграфия, все с первого раза без исправлений, а срок на выполнения был оочень маленький. По крайней мере точно видно эволюцию, если сравнить с первыми работами.

Ну и имиджи этого года  сделаны в технике коллажа, на что конечно сподвиг мастер-класс Джюли Ваземайл, про который был отдельный пост. Сама Джюли приводила в референсах Сару Фанелли, которую я уже давно горячо люблю. Конечно в этих работах нельзя не почувствовать ее влияние, но все равно нужно это было все адаптировать под конкретную задачу, и мне кажется получилось довольно свежо. Теперь еще к каждому имиджу - бандероль с предметами., а это мое самое любимое - вещь в материале, в жизни, для людей.

Третья бандероль уже на подходе, не переключайтесь.
Пересматривать работы полезно, можно проанализировать с расстояния, увидеть ошибки и эволюцию. Еще я очень хорошо понимаю, что в первую очередь я дизайнер, а уж во вторую  художник. Я привыкла решать задачи, и в своем проекте я работаю так же, я придумываю как минимум тему, общую стилистику и стараюсь работать сериями, это еще из Строгановки тянется.

 


Яндекс.Метрика